Рецензия
Ритм регтайма
Произведения Вудхауса, выпускаемые с известной периодичностью издательством
«Текст» в блистательных переводах Ирины Гуровой, давно уже пора выделить в
отдельную серию. Точно так же, как сам Пелем Г.Вудхаус давно уже стал целым
материком в бурном море английской словесности. Человек, проживший без
малого сто лет и написавший без малого сто книг, говорил о своем
творчестве: «Я пишу нечто вроде музыкальной комедии без музыки, совершенно
игнорируя реальную жизнь».
У нас он известен в основном по циклу романов о находчивом лакее Дживзе и
его хозяине – безалаберном высокородном шалопае Вустере. Как никак – по
телевизору шел блестящий английский сериал с замечательными актерами и
незабываемым регтаймом на титрах («Та-а-а. Та-та-та. Та-та. Там!). Не
случайно именно этот регтайм сделал центральной мелодией спектакля по пьесе
Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо» молодой питерский режиссер Ю.Бутусов.
Совмещение столь разноплановых (казалось бы!) имен, как Вудхаус и Беккет,
возможно как раз в силу их абсолютной разнонаправленности при сохранении
общего поля деятельности.
И тому и другому жизнь представляется серией однообразно повторяющихся
схем, где конкретный результат более чем предсказуем, а высший результат
(определенная цель) попросту отсутствует. Мелодия, которой соответствует
произведение Беккета – «Болеро» Мориса Равеля; музыкальный аналог
произведения Вудхауса – простейший регтайм, с его бесконечными вариациями
«квадрата» – одного и того же набора простейших аккордов.
Отсюда – диаметрально противоположное отношение великого ирландского
француза и великого английского американца к открытому ими единообразию
«хорошо темперированного мира». Вудхаус с чисто английским изяществом
плетет замысловатую интригу (с детективной, любовной, приключенческой и др.
составляющими), каждый шаг которой абсолютно предсказуем, и которая, тем не
менее, держит читателя на протяжении всего романа в приятном «диванном»
напряжении. Беккет пишет темную вязкую прозу, которая, подобно болоту,
утягивает читателя с головой и не отпускает недели две – ровно столько,
сколько требуется, чтобы прочитать его знаменитую трилогию.
Произведения Вудхауса – древнегреческая трагедия наоборот. И здесь и там
катарсис связан с познанием необратимости происходящего, но то, что для
древних греков являлось трагедией, для Вудхауса – «музыкальная комедия без
музыки, совершенно игнорирующая окружающую жизнь».
Алексей Пасуев
ПИТЕРbook, №10, сентябрь 2002 г.
http://piterbook.spb.ru/2002/10/recenzii/book_05.shtml
|