Парадокс №4 апрель 2001 г.
Рыцарь с приветом
Наталья Трауберг
В АНГЛИИ МНОЖЕСТВО ЮМОРИСТОВ, БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ХОРОШИХ. НО ПЕЛЕМ ГРЕНВИЛЛ
ВУДХАУЗ НЕ ПРОСТО ХОРОШИЙ -- ДЛЯ АНГЛИЧАН ОН ЧТО-ТО ВРОДЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
РЕЛИКВИИ. ДА ЧТО ТАМ БРИТАНИЯ! ВО ВСЕМ АНГЛОЯЗЫЧНОМ МИРЕ ВУДХАУЗ -- ФИГУРА
КУЛЬТОВАЯ. У НАС ЕГО ПОКА ЛУЧШЕ ВСЕГО ЗНАЮТ ПО СЕРИАЛУ "ДЖИВС И ВУСТЕР".
ОН ПРОЖИЛ ОГРОМНУЮ ЖИЗНЬ, В КОТОРОЙ НАШЛОСЬ МЕСТО И ТРУБКЕ У КАМИНА, И
НАЦИСТСКОМУ ЛАГЕРЮ, И СЧАСТЛИВОМУ СУПРУЖЕСТВУ, И ТЯЖЕЛОЙ ТРАВЛЕ СО СТОРОНЫ
СОБРАТЬЕВ ПО ЦЕХУ.
Потомок лордов, который стал бухгалтером
Столько писавший о лордах и членах их семейств, Вудхауз и сам происходил из
такого рода, хотя был всего лишь дальним родственником тех, кто носил тот
или иной титул. Впрочем, пэром был его двоюродный брат, граф Кимберли, в
последние годы своей жизни секретарь Черчилля. А вот вглубь времен
получается очень интересно. Родоначальницей Вудхаузов стала сестра Анны
Болейн, второй жены Генриха VIII. Звали ее Мэри, и есть предположение, что
ее сын Генри, в любом случае кузен Елизаветы I, на самом деле был братом
знаменитой королевы, поскольку у Мэри еще до Анны был роман с Генрихом.
Впрочем, сам Вудхауз, родившийся куда позже -- в 1881 году, при всей своей
любви к лордам совершенно этим не интересовался.
Отец Вудхауза надежд на титул или богатство не питал из-за существовавшего
в Британии майората, когда все наследство доставалось старшему сыну.
Вудхауз-отец был служащим, и служил не всегда в Англии. Когда он уезжал за
границу, его сыновья жили у дядей и теток, что, по-видимому, оставило
большой след в душе Пелема, потому что в его сочинениях "племянник--дядя"
или "племянник--тетя" -- самая обычная степень родства. Среди дядей были
священники -- запомнилось и это: Вудхауз охотно вводит в рассказы и романы
викариев и епископов, причем они всегда очень милые люди. Несколько раз
будущий писатель гостил в замках с парками -- считается, что один из них
стал прообразом Бландинга, где происходит действие произведений о лорде
Эмсворде. Старший брат играл на рояле, застенчивый Плам -- как его звали
родные и друзья, буквально "слива" -- тихо слушал или убегал к слугам.
Учился он в Далидже, под Лондоном, в старинной и хорошей школе, и очень ее
любил. Они его тоже любят, сейчас там маленький музей. Первые его повести
-- а их немало -- именно про школу. Кстати, журнал с такой повестью читал в
Ясной Поляне очень старый Толстой.
Оксфорд или Кембридж были Вудхаузу не по карману: он был слишком беден. И
юноша устроился в Лондонское отделение Гонконгского банка. Впрочем,
проработал он там недолго: вскоре его выгнали. Вот как он сам описывает эту
историю.
"Пришел новый гроссбух, и его препоручили мне. Титульный лист в нем был
белый, глянцевитый". Естественно, клерк с задатками писателя стал на нем
писать. "Творение мое, как теперь сказали бы, вышло просто замечательное. С
тех пор минуло 55 лет, а оно живо в моей памяти: "Он вынул бриллиантовую
булавку из галстука, улыбнулся и воткнул ее обратно". Это -- так, между
прочим, было там и получше. В общем, чудо, а не творение. Откинувшись на
спинку стула, я сиял, как Диккенс, только что окончивший "Пиквика".
Так писатель шутил много лет спустя. А тогда он испугался и вырезал
страницу. Главный бухгалтер был удивлен, и один из коллег Вудхауза решил
разобраться, что же произошло.
"Кто-то ее вырезал",-- сказал он. "Какая чушь,-- сказал бухгалтер.-- Только
идиот вырежет страницу из гроссбуха. Есть у вас идиот?" "Вообще-то есть,--
признался клерк, поскольку был честным человеком.-- Такой Вудхауз".
"Слабоумный, да?" "Не то слово!" "Что ж, вызовите его и спросите",--
посоветовал бухгалтер. Так и сделали. Сразу после этого я обрел возможность
посвятить себя литературе". Случилось все это в сентябре 1902 года, за
месяц до его совершеннолетия.
Писатель, который был ангелом
Вудхауз стал много писать, о чем мечтал еще в школе. И -- самое приятное!
-- его печатали в журналах. Даже в "Панче", самом знаменитом юмористическом
журнале Англии. Но Вудхауз продолжал жить очень тихо и, по английским
понятиям, очень бедно. Вскоре он начал сочинять песенки для театра. При
первой возможности, в 1904 году, он поехал в Америку, которую полюбил еще в
школе -- вроде бы из-за тамошних боксеров (сам Вудхауз боксировать не мог
по причине близорукости, но многие его герои занимаются боксом). Потом он
ездил в Америку часто и женился именно там на молодой вдове Этель Ньютон, у
которой была трехлетняя дочка Леонора. Есть разные версии этого знакомства,
но подлинность ни одной из них не установлена: сам Вудхауз писал о себе
крайне скупо.
Первый его взрослый роман "Любовь среди кур" вышел в 1906 году, но
известности Вудхаузу не принес. Только в середине 10-х годов публика
заметила, а критики расхвалили роман "Что-нибудь этакое" и несколько
рассказов. Именно в этом романе впервые появляется лорд Эмсворт, а в одном
из рассказов -- Дживс, чуть ли не самые знаменитые герои писателя.
Чуть позже, поселившись с женой в Америке, Вудхауз стал писать либретто
оперетт. Он сотрудничал с разными композиторами, в том числе с Джорджем
Гершвином и Ирвингом Берлином.) Успех был большой. В чем-то они мюзикл
изменили. Сделали изящнее и легче. Теперь считают, что такого не было потом
целых 75 лет, до Ллойда Уэббера.
Когда в 1919 году Вудхауз, не попавший на фронт все из-за той же
близорукости, приехал в Англию, он уже был знаменит.
Двадцать лет Вудхаузы счастливо жили в Англии и часто ездили в Америку.
Книг у писателя за эти годы вышло очень много, и все очень необычные.
Сюжеты у него просто сборные какие-то -- он складывает их то так, то сяк,
иногда забывает и путает, но все это не важно. Хилер Беллок, сам очень
известный писатель, в середине 30-х сказал о Вудхаузе: он "лучший из нас".
Кто-то удивился. Беллок пояснил: "Вудхауз владеет словом как великий поэт".
Вот вам (если кто не читал) пример типичной Вудхаузовской фразы: "Солидный
мажордом, похожий отчасти на луну, отчасти на треску, глядел прямо в душу.
А тот, кому глядит в душу треска, поневоле опечалится".
Его романы и рассказы состоят из неповторимой по чистоте, точности и
тонкости словесной ткани и какого-то света невинности, который исходил от
него самого.
Свидетельств того, что Вудхауз обладал ангельским характером, очень много.
Он никогда ни с кем не ссорился, всегда был со всеми приветлив. И робок,
все-таки он, человек с душой ребенка, жил в мире взрослых. И не стеснялся
признаться в том, что сам о себе был невысокого мнения. Вот что Вудхауз
говорил о себе: "Случилось так, что я не очень умен, мне трудно что-нибудь
придумать". "Вам нравится моя мура? Ура, ура, ура, ура!" -- это надпись на
книге. Или: "...Невидимая рука заменяет мой мозг цветной капустой".
Этим же качеством он наделил своих любимых героев. Берти Вустер, лорд
Эмсворт, даже фатоватый Галахад, буйный Икенхем и солидный Дживс обладают
-- как бы это поточнее сказать? -- смирением. А "плохие" у него всегда
правильные и важные.
Узнав о словах Беллока, Вудхауз даже не удивился -- сразу решил, что это
шутка. Представить себе, что он всерьез говорит "моя проза" или "мое
творчество", совершенно невозможно.
Вудхауз все время работал. Теперь таких людей называют "трудоголиками", и
получается, что это ненормальные какие-то. А, собственно, почему? Вудхауз
писал без всякого надрыва, работе тихо радовался, а в обществе других --
смущался. И не надо тут искать психоза какого-то.
Но было у него и еще одно свойство: Вудхауз легко относился к деньгам. Он
любил детские радости -- уют, еду, цветы. Именно уют, а не роскошь --
кресло у камина, где он подолгу курил трубку, держа собачку на коленях. Что
до еды и цветов -- он как ребенок любил буквально все. Деньги были
средством для этого -- более ничем.
Удивленному своей славой и по-детски радующемуся деньгам Вудхаузу дали в
Оксфорде докторскую степень, конечно -- honoris causa. Сразу после
торжества в июне 1939 года Вудхауз уехал во Францию и больше в Англии не
бывал, хотя прожил еще тридцать пять с лишним лет.
Англичанин, который сделал глупость
Плам и Этель отправились с Лё Тукэ, курортное местечко, где у них к тому
времени была своя вилла. Целый год он писал, она принимала гостей. Наступил
сентябрь 1939-го -- Вудхаузы очень беспокоились о дочери Леоноре и двух
внуках, пятилетней Шарон и трехлетнем Эдварде, которые остались в Англии
(теперь леди Хорнби и сэр Эдвард Казалет -- деятельные члены Вудхаузовского
общества).
Летом 1940 года Францию оккупировали немцы, хотя многие тогда считали, что
они ее вообще не займут.
Вудхаузов потеснили, потом выселили, а потом писателя отправили в лагерь
для гражданских лиц. Узников этих везли в теплушке, обращались с ними
плохо, но Вудхауз, хоть и был непривычен к таким вещам, сносил все
исключительно кротко. Держался безупречно, смешил и утешал других...
Пленников сгрузили в бывшем сумасшедшем доме. Вудхауза разместили в палате
на 60 человек, и непривычные к плохим бытовым условиям англичане узнали,
что такое испорченный душ, крайне подозрительная еда, очереди в сортир, а
главное -- хамство.
Судя по воспоминаниям, Вудхауз по-прежнему оставался приветливым, работал,
как только представлялась такая возможность, и отказывался от привилегий,
например, не согласился занять отдельную каморку. Немцы предложили ее,
когда прослышали, что в Англии он "вроде Гете". Так начались его несчастья.
Вудхауза выпустили по Женевской конвенции, потому что ему исполнилось 60
лет. Уехать к Этель он не мог, но мог попытаться найти работу в Германии: у
него там были друзья -- немецкие актеры, до войны снимавшиеся в Голливуде.
Однако его сразу отправили в Берлин, устроив на радио и предложив вещать на
Америку, пока еще остававшуюся нейтральной.
Вудхауз искренне верил, что сможет подбодрить слушателей, тем более что у
многих родные были в плену. Всю оставшуюся жизнь писатель осуждал себя за
глупость -- он никогда не считал сотрудничество с фашистами предательством.
Вудхауз искренне страдал оттого, что разлучен с родиной и вынужден жить в
условиях фашистского режима. Но именно в этот момент, в самые трудные для
него дни, он подвергся настоящей травле со стороны англичан. Из-за его
передач в Англии поднялся страшный шум. На него обрушился поток писем, в
которых его называли предателем. Александер Милн, создатель Винни-Пуха, не
уставал повторять: "Мы и так ему слишком много разрешали". Вудхауза
пытались защитить Джордж Оруэлл, Ивлин Во, Дороти Сэйерс и несколько ничем
не прославленных людей. Они просили дать писателю возможность оправдаться,
а главное - призывали к сдержанности тех, кто "не был на его месте".
Вудхауз выступления по радио прекратил. Они с Этель (которой разрешили
приехать к нему в Германию) жили то у кого-то в гостях, то в гостинице.
Цены там были неимоверные, но что делать -- приходилось с этим мириться.
Позже, когда Вудхаузу пришлось отчитаться во всех доходах, стало ясно, что
жил он на гонорары за немецкие издания своих книг, а когда этого не
хватало, Этель продавала брошку или браслет.
Осенью 1943 года Вудхаузов отпустили во Францию, а через год эту страну
освободили войска союзников - американцев и англичан. Вудхауз знал, как его
осуждают на родине, и не очень удивился, когда к нему приставили
английского офицера. Малькольм Маггридж, позже редактор "Панча" и один из
самых известных в мире журналистов, стал ему настоящим другом. (После
смерти Вудхауза он написал очерк "Вудхауз в беде".) Больше всего его
поражало, как стойко писатель переносит все житейские невзгоды. Настоящим
ударом в тот период стала для Вудхаузов внезапная смерть Леоноры, дочери
Этель.
Ни в чем подсудном Вудхауз замешан не был, но домой он не вернулся. Они с
Этель уехали в Америку и в 1952 году поселились на Лонг-Айленде, в местечке
Резембург. Там Пелем Гренвилл написал много новых книг, среди которых есть
настоящие шедевры: "Дядя Динамит" и "Девица в голубом". О том, что тогда
творилось у него в душе, можно судить по письмам. Маггридж писал ему о
мрачных прогнозах на будущее, а он отвечал ему примерно так: "Бог с ним, с
человечеством, сил от него нет". Впрочем, больше таких признаний Вудхауз не
делал.
Слива, которого посвятили в рыцари
Больше двадцати лет Вудхаузы жили в Резембурге, ухаживали за садом, держали
домашних животных и подкармливали бродячих собак. Однажды к ним приехал
композитор Ллойд Уэббер (да-да, автор Jesus Christ Superstar и Cats). Он
как раз написал мюзикл By Jeeves -- по Вудхаузу. Дверь ему открыла Этель. В
руках она держала блюдо куриных ножек, с которым собиралась обходить
окрестности, чтобы покормить всех четвероногих обитателей.
Тем временем в Англии член парламента от консерваторов Иэн Спраут, человек
с большими возможностями, решил вслед за Маггриджем поднять архивные
материалы, чтобы снять с Вудхауза все обвинения в предательстве. Удалось
это Спрауту лишь в 1980-м - тогда абсолютно все убедились, что Вудхауз ни в
чем не виноват. Однако он успел многое сделать для Вудхауза и при жизни.
Благодаря его стараниям писатель был посвящен в рыцари и к новому, 1975
году получил к имени почетную приставку "сэр".
Через полтора месяца Плам умер -- очень тихо, быстро, держа за руку Этель.
Перед самой смертью он начал книгу "Закат в Бландинге", десятый роман о
лорде Эмсворте.
...В Вудхаузовском обществе состоят очень уважаемые люди. И пресловутый Иэн
Спраут, и композитор Ллойд Уэббер, и даже премьер-министр Тони Блэр. Россию
там представляет Наталья Леонидовна Трауберг, автор этой статьи.
А королева-мать -- почетная покровительница общества. Несколько лет назад
она открыла памятную доску на доме, где в 20--30-х годах жил Пелем Гренвилл
Вудхауз. Прошлой осенью, на ежегодном званом обеде в честь дня рождения
писателя, было зачитано приветствие от столетней любимицы англичан. Они с
Вудхаузом похожи: оба скромны и приветливы, оба что-то вроде национальных
реликвий.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Популярность рассказов Вудхауза о Дживсе и Вустере была подготовлена
многовековой историей сюжета об отношениях хозяина и слуги. Даже в тяжелую
пору рабовладения домашние рабы порой умудрялись занимать почетное
положение в доме своего хозяина. Так, раб Цицерона Тирон учил своего
хозяина грамоте, а после вел с ним философские беседы. Когда Тирон заболел,
Цицерон отдал большие деньги за его лечение, а потом отпустил на свободу.
Своего хозяина Ксанфа учил уму-разуму знаменитый баснописец Эзоп. О
трагикомических отношениях Ксанфа и Эзопа повествует популярная у нас пьеса
бразильского драматурга Гильермо Фигейредо.
Конечно, античные рабы не могли позволить себе таких вольностей, как
домашние слуги времен средневековья. В итальянской комедии масок были два
постоянных персонажа-слуги: хитрый интриган Бригелла и озорной, хотя и
простоватый Арлекин. Если первый обманывал своих хозяев из корыстных
побуждений, то второй делал это, выручая молодых влюбленных или кого-нибудь
еще. Их хозяева Панталоне, Тарталья, Доктор обычно представлялись жадными и
недалекими болванами, которых сам Бог велел обманывать
Традиции комедии масок развивали такие великие драматурги, как Мольер и
Шекспир. В комедиях Мольера умные слуги и служанки помогали своим
простакам-хозяевам разоблачать проходимцев -- Тартюфа, например. Еще позже
появился тип хитрого, подловатого слуги, который бескорыстно помогает
наивно-благородному хозяину. Этот тип знаком нам по киноверсиям
классических пьес Гольдони "Труффальдино из Бергамо" и Лопе де Вега "Собака
на сене".
Тристан из "Собаки на сене" -- типичный герой испанского плутовского
романа. Совсем другой образ -- Санчо Панса, слуга Дон Кихота из романа
Сервантеса. Санчо и его хозяин настолько неразлучны и так хорошо дополняют
друг друга, что вместе как бы составляют образ "типичного испанца". С тех
пор все литературные слуги напоминают или хитрого, насмешливого Арлекина,
или рассудительного увальня Санчо. Самый популярный представитель первого
типа -- цирюльник Фигаро из комедии Бомарше. Ко второму типу близок бравый
солдат Швейк, который проявил себя во всем блеске в роли денщика у
кретинов-офицеров.
В новое время популярным литературным типом слуги становится... черт.
Родословная этого образа восходит к написанным в ХVII веке романам испанца
Луиса Велеса де Гевары и француза Лесажа с одинаковым названием "Хромой
бес". Ее продолжают Мефистофель у Гёте и Пушкина, черт в "Ночи перед
Рождеством" Гоголя и другие -- вплоть до булгаковских Бегемота и Коровьева.
Черти-слуги творили самые невероятные чудеса, а заодно остроумно обличали
пороки общества. Иногда наблюдалось и обратное -- демонические черты
приобретал именно хозяин, например в паре Дон-Жуана и Сганареля (в
"Каменном госте" Пушкина -- Лепорелло).
Целую галерею образов хозяев и слуг дала английская литература ХIХ века. Из
них самые известные -- диккенсовский мистер Пиквик и его слуга Сэм Уэллер.
Сэм -- типичный Арлекин, который сыплет прибаутками и постоянно выручает
недотепу-хозяина из затруднительных ситуаций. Но он то же время Санчо,
который благоразумно осаживает восторженного Пиквика. Этому типу слуги
отдали дань чуть ли все английские писатели того времени. Из-за засилья
викторианской морали литературные слуги стали менее плутоватыми и еще более
благоразумными -- именно таков герой Вудхауза Дживс.
Русские слуги не очень прославлены в литературе -- хотя бы потому, что они
еще в начале ХIХ столетия находились в положении античных рабов. Можно
вспомнить разве что Савельича, верного слугу Петруши Гринева, да лакея
Чичикова Петрушку. Позже появилась целая серия слуг из "дворянских гнезд".
Писатели хоть и посмеивались над ними, но сочувственно -- как над
представителями угнетенного народа. Последний из этой плеяды -- чеховский
старичок Фирс из "Вишневого сада", которого забывают в опустевшем доме. Под
возглас: "Человека забыли!" -- комические слуги исчезают из русской
литературы, так в ней толком и не появившись.
http://www.paradoxe.ru/Archive/N8/znachit.html
|