Российское общество Вудхауза
English English | Новости сайта | Конкурс переводов | Форум | О сайте | Контакты
Поиск:    
Жертвы рейтинга
Главная / Публикации / Жертвы рейтинга

Еженедельный Журнал #76, 1 июля 2003 г.

Жертвы рейтинга

Александра Толстихина

Тем, кто любит хорошее кино, придется перейти на видео


(Фото: WODEHOUSE.RU)

«Хорошие фильмы – в хорошее время» – интернет-акцию под таким названием начало Российское общество Вудхауза. На сайте общества предлагается проголосовать за перенос показа фильма «Дживс и Вустер» по произведениям Вудхауза с ночного на вечернее время. Результаты голосования, как обещают организаторы, будут переданы руководству телеканала «Россия».

Ему, руководству, к организованным формам зрительского протеста не привыкать. В мае 2002 г. на форуме РТР появилось следующее послание: «17 апреля вы прекратили показ сериала «Санта-Барбара» после 10 лет показа, прекратили в тот момент, когда до финала оставалось всего 97 серий... От имени поклонников этого сериала я призываю вас дать нам возможность увидеть развязку. Верните «Санта-Барбару»!». Так говорили зрители-идеалисты. А зрители-реалисты им отвечали: «Хорошо, что убрали эту вату, вот только ее место заняла вата отечественного производства». В рядах протестующих были тогда и любители спорта, которые ратовали за перенос «Формулы-1» на более раннее время: «Верните им эту Варвару Санту – лучшее произведение мировой культуры – и показывайте вместо «Формулы-1» в 1.30 ночи». Похоже, что пожелания зрителей были руководством канала учтены. Не в том смысле, конечно, что вернули «Санта-Барбару», а в том, что любимые народом или просто хорошие фильмы стали показывать все позже и позже. Сетка вещания продолжала совершенствоваться, и наконец был достигнут неслыханный результат, когда удалось сделать так, чтобы не было обидно ни «совам», ни «жаворонкам». 10 июня начался показ сериала «Дживс и Вустер»... между тремя и четырьмя часами ночи.

И это правильно. Ведь «Дживс и Вустер» – это вам не «Санта-Барбара», а действительно хорошее ироничное английское кино. Если, скажем, выбирать между русскими переводами «Дживса» и фильмом, я однозначно за фильм: он гораздо ближе к оригиналу благодаря ведущим актерам Хью Лоури (Вустер) и Стивену Фраю (Дживс), по-британски точно воспроизводящим вудхаузовские типажи, а также благодаря тщательно подобранным деталям антуража. В общем, фильм мог бы прийтись по душе любителям сериалов и просто кино, натурам саркастическим и романтичным, причем с самым разным образом жизни, – если бы они его могли увидеть. Так что если уж не показывать – то никому.

Впрочем, поклонники Вудхауза попытались объяснить особенности нынешней сетки другими причинами. Мол, в предыдущий раз фильм показывали во время кризиса 1998 г., людям было не до юмора, и рейтинг у фильма был поэтому чрезвычайно низким.

Рейтинг – вещь беспощадная. В том числе и по отношению к телезрителю. На сайте «Народ.ру» в разделе «Любимые фильмы» вы можете сколь угодно много читать разные хорошие слова про «Дживса и Вустера» – это никак на его рейтинг не повлияет. Кто они, эти загадочные зрители, делающие высокий рейтинг отечественной мелодраме «Театральный блюз» (РТР, 20.55)? Кто видел этих героев в лицо, где можно почитать их восторженные отклики? Знающие люди говорят, что помимо рейтингов существуют еще фокус-группы, на которых «обкатываются» премьеры. Участникам фокус-групп платят – примерно по 70 руб. Эти люди, не обремененные тяжелым трудом и располагающие свободным временем, зачастую посещают самые разные фокус-группы и так зарабатывают. И пока остальной народ протестует на форумах, телеканалы формируют свои сетки, полагаясь на вкусы именно таких маргиналов.

Впрочем, нам, телезрителям, легко рассуждать о вкусе и безвкусице, в то время как производство сериалов – вещь затратная, и вложенные деньги нужно как-то «отбивать». В среднем сериалы окупаются с третьего показа. Но попробуйте поменять местами «Дживса» с «Блюзом» и найти под «Блюз» рекламу! А сейчас рекламы в «Блюзе» полно. Впрочем, рекламные вставки в этом сериале, состоящем из нескончаемого диалога какой-то неудавшейся актрисы с разными людьми, бывают очень даже кстати. Есть, правда, одна деталь: РТР – канал государственный, а не коммерческий, и его политика кинопоказа – в некотором роде отражение культурной политики государства. Но, с другой стороны, государство ведь поощряет наше кино, так что все правильно.

И вообще, вместо того чтобы протестовать в Интернете, поклонники Вудхауза могут, в конце концов, записать сериал на видео или купить набор кассет. Второе проще. Потому что сетки на наших каналах, включая и государственный РТР, соблюдаются, мягко говоря, не слишком пунктуально. Сдвиги во времени к ночи могут быть весьма значительными. Я однажды не оставила страховочного получасового люфта и... увы, увы. Так что готовьте чистую кассету и не забудьте включить запись.

http://supernew.ej.ru/076/russia/09/index.html

Copyright Михаил Кузьменко (gmk), Российское общество Вудхауза © 1996-2008. Сайт основан 4 апреля 1996 года.