Последний английский рыцарь
Н.Трауберг
Недалеко от Лондона, в местечке Грейт Миссенден живет Тони Ринг, редактор
журнала "Вустер соус". В саду у него растет невысокий розовый куст, цветы
на котором - точно такого же цвета, что сливы. Этот сорт роз вывели недавно
голландцы, назвали в честь Вудхауза "Плам" (что и значит "слива") и
преподнесли королеве-матери, почетной покровительнице Вудхаузовских
обществ.
Вудхауза называли Пламом по созвучию с его именем "Пэлем", которое, кстати,
русские романтики и даже Пушкин читали как "Пелам", видя в нем истинный
образ английского рыцарства. Журнал, издаваемый, Тони Рингом, печатает
генеалогические таблицы, доказывающие родство столетней Елизаветы с ее
любимым писателем. Действительно, линии их пересекаются дважды. Прибавим,
что род Вудхауза связан и с Ферморами, которые вошли в историю России.
Читая все это, поневоле вспоминаешь слова Честертона о том, что англичане
не пресмыкаются перед знатью, а умиляются ей, играют в нее. Жизнь лордов и
баронетов для них - вроде сказки.
Собственно, Вудхауз и создавал едва ли не лучшую сказку об английской
знати. Берти Вустер, чья, фамилия обыграна в названии журнала (такой соус и
правда есть) - не дурак и бездельник, как могло бы показаться, а
безупречнейший рыцарь. Герой другой саги, граф Эмсвортский - старый
ребенок, благоговейно почитающий свою свинью Императрицу. Живет он в
старинном замке, окруженном поистине райским парком, и до появления
прекрасной свиньи, больше всего любил цветы. Берти и многие его друзья
живут в Лондоне, который тоже по-детски прекрасен. Вроде бы, так оно и
есть, но ведь этот самый город видел молодой Элиот, писавший "Бесплодную
землю". О писателях и поэтах, вообще видевших только мерзость или ужасы, я
и не говорю.
Мы часто думаем, что теперь еще больше, чем всегда, людей, живущих одним
отчаянием - однако Вудхауза любит столько народу, что поневоле оспоришь эту
невеселую мысль. Англичане мгновенно расцветают при звуке его имени. Совсем
недавно, в Оксфорде, один серьезный ученый, занимающийся совсем другими
писателями, напомнил собеседникам, что Хиллер Беллок в 30-х годах назвал
Вудхауза "лучшим из нас, мастером нашего цеха", а собеседники (в том числе
- я) предположили, что он таким остался. Можно вспомнить и о том, что летом
1936 года в класс одной привилегированной школы вбежал учитель и крикнул:
"Умер Честертон. Теперь наш первый писатель - Вудхауз".
Многим покажется, что и Честертона, и Вудхауза как-то стыдно любить. Ну,
что это, большие дети, живут в идиллическом мире! Вроде бы их и не любят -
вспоминая в прошлом году о литературе уходящего века, самые известные
критики и писатели нашей страны снова и снова называли среди лучших Пруста,
Джойса, Борхеса, а об этих не вспомнил никто. Но вдруг, буквально в то же
время, стал необычайно популярным Б.Акунин, воскрешающий или переносящий в
Россию ту литературу, которую хвалил и создавал Честертон. Тимур Кибиров
говорит в стихах, что хотел бы читать (и писать) одних "Муми-троллей". А
Честертона и Вудхауза только успеваешь готовить для самых разных
издательств.
Людей потянуло к "таким" книгам не потому, что эти книги врут, а потому,
что говорят нам очень важную правду. Неужели мы совсем не знаем той свободы
и того уюта, которые описаны в тех главах "Билла", где Флик с собачкой
нашли приют в Баттерси? Неужели мы никогда не видели таких комнат, улиц,
кафе или садов? Даже в отвратительные десятилетия советской жизни это не
всегда удавалось отравить и не удалось отнять.
Вудхауз испытал беду, сопоставимую с нашей. Мало того, что он попал в
немецкий лагерь для гражданских лиц, - когда он оттуда вышел, его травили
англичане, не разобравшись в том, как и почему он несколько раз говорил по
немецкому радио. Защищали его немногие - Ивлин Во, Дороти Сэйерс, Джордж
Оруэлл. Страдал он так, что в Англию не вернулся и всю остальную жизнь, до
девяносто трех лет жил на Лонг-Айленде, в Америке. К самому концу его дней
несколько упорных людей, особенно министр культуры Иэн Спраут, позже
написавший об этом замечательную книгу добились не только полного
оправдания, но и того, что за полтора месяца до смерти Вудхауз стал
"сэром", то есть был посвящен в рыцари, как первый из его известных нам
предков в XI веке.
Выяснилось, что шестидесятилетний писатель (позже горько ругавший себя за
глупость) хотел ободрить англичан и американцев, особенно тех, у кого
родные тоже оказались в плену. О немцах он говорил на удивление свободно и
смело, хотя не на уровне политики - он на этом уровне вообще никогда не
бывал. Он смешно и печально рассказывал, каких везли в телячьем вагоне, как
поселили в бывшей психушке, как кормили каким-то сомнительным супом и
грязным компотом. Смеялся он и над собой, не с досадой и опаской
самолюбивого человека, а добродушно, как над другими.
Вудхауз был очень хорошим человеком. Друзья свидетельствовали, что он не
умел ненавидеть людей. В отличие от Честертона, он не боролся с идеями,
хотя сумел бесподобно изобразить и фашиста (в саге о Дживсе и Вустере) и
социалистов (в рассказе "Арчибальд и массы"). Но вообще оба эти писателя не
по-писательски чисты, добры и смиренны. Часто считают, что тогда и писать
не надо, ты обречен на неудачу; однако, как они и думали, мир все-таки не
настолько плох. Точнее было бы сказать, что дело не в мире, а в Боге, но
неофитский новояз почти перекрыл такую возможность.
Сейчас, на границе тысячелетий, в конце очень страшного века, снова
понадобились книги, в которых сад - это рай город - место нелепых, веселых
приключении, смешны и трогательны - очень многие, а осудить (и то не лишив
смеха и жалости) можно только важных и властных. От вульгарности книги эти
защищены добротой и чистотой, от назидательности - cмехом. О духовном их
здоровье неловко и говорить, все из-за того же новояза, но мы ведь очень
больны и очень нуждаемся в исцелении. Слава Богу, среди нас, кажется, много
собак и кошек выискивающих нужную траву.
Теперь о романе, который вы прочитали. Считается, что именно он открывает
"золотую эру" Вудхауза, продолжавшуюся тридцать лет. Писать он начал в
первом десятилетии XX века, но явно выделился из английских юмористов
только в середине 10-х годов. Примерно десять лет, до "Билла", он был уже
очень знаменитым, и к этим годам относятся такие шедевры, как "Что-нибудь
этакое", "Джим с Пиккадилли", "Стремительный Сэм", "Дева в беде". Не знаю,
чем они хуже "Билла", но "золотую эру" начинают чаще всего с него. После
1955 года Вудхауз написал "Рад служить", "Дядю Динамита", "Пеликана в
Бландинге", "Девицу в голубом" - книги совершенно дивные. Рада сказать, что
все они изданы на русском языке. Видимо, "золотое тридцатилетие" Вудхауза
отличается тем, что слабых романов в этот период у него почти нет (до или
после их немало).
Лорд Тилбери появляется в "Стремительном Сэме" и участвует потом, кроме
"Билла", в романах "Задохнуться можно", "Рад служить", "Замороженные
деньги". Прототип его - лорд Нордклиф, один из самых крупных газетных
магнатов, создатель "желтой прессы". Интересно, что титул свой он берет от
названия улицы, а в роду Вудхаузов действительно были Тилбери. Знал об этом
сэр Пэлем или не знал, выяснить нелегко.
Герои книги - Билл, Флик, оба дяди - больше у Вудхауза не встречаются.
Обычно любимые персонажи переходят у него из книги в книгу, но здесь
почему-то он их бросил, хотя несомненно очень любил.
Баттерси - район на южном берегу Темзы - сейчас стал намного хуже, там
появились очень высокие дома. Но парк никуда не делся, и скромность и уют,
которые приманили туда в самом начале века только что женившегося
Честертона, найти все еще можно. Наверное, читатель захочет узнать, был ли
женат Вудхауз. Да, был, и очень счастливо. Как и у Честертона, у него не
было детей, но он называл дочерью падчерицу. Позже вышла замуж за человека
по фамилии Казалет; члены этого рода тоже связаны с Россией. Жена Вудхауза,
Этель, прожила еще дольше, чем он, и ему посчастливилось умереть в
Валентинов день, держа ее за руку.
|