Про Ницще можно много говорить.
К сожалению, он пострадал по больше части от людей его не читавших.
В своем ответе я буду немного утрировать, ну да ...
Короче, Ницше занимался изучением языков, причем связью между характеорм и особенностями нации и особенностями ее языка.
То есть как и что проявляется через язык.
К примеру, слово "смелый, отважный" и "хороший, добрый" на древне-непомню-каком обозначалось одним словом. То есть для них не было разницы и эти понятия были неразделимы.
Или к примеру - у нас есть Справедливость и Правосудие, а у англичан это одно слово Justice.
В общем, можно сказать, он занимался сравнительным филологическим анализом. За что и пострадал.
В своих работах он писал как о евреях, так и о немцах, (я не говорю, что он был прав, но что про немецев он тоже много чего писал - это факт).
Просто потом он был использован в политических целях, (всем известно кем).
Что касается его "учения о культе силы".
В чем здесь популярное заблуждение:
в тех книгах, которых читал я, я нигде не заметил, чтобы Ницше как-то показывал, что он рад тому, что "культ силы" существует.
Он лишь делал наблюдения и говорил, что есть все симптомы, что такая вещь как "культ силы" имеет место быть в человеческом обществе.
Говорить, что Ницше был сторонником этого культа, все равно что говорить, что дарвин был большим любителем обезъян.
Если же говорить о философской составляющей, (жаль я уже все термины порастерял).
Чем занимаются философские школы?
Пытаются определить, на чем держится мир.
Одни, говорят, что САМОЕ ГЛАВНОЕ -
это МЫСЛЬ,
то есть все подчиняется разуму и он дикутет развитие.
Другие говорят, что самое главное, это ЭТИКА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
и по этим законам все существует в мире.
Третьи говорят, что главное - это ВНУТРЕННЯЯ СИММЕТРИЯ ПРИРОДЫ.
И все законы определяются геометрией пространства и времени, (кстати, очень красивая теория и действительно захватывает).
Четвертые, говорят, что главное - это красота,
и все определяется ею, (что красиво, то правильно).
Пятые, что всем правит закон РАСПРОСТРАНЕНИЯ,
т.е. все живое стремится продолжить себя,
(фрейдизм и все такое).
Да, Бердяев к примеру считал, что главное в мире не МЫСЛЬ, а ЭМОЦИЯ,
и высшая цель - состояние страсти, (причем любой - в творчестве, в любви, в позании и т.п.).
А вот Ницше считал, что главное это ВОЛЯ.
(хотя многие его современники считали, что вера :-) ).
В своих многочисленных книгах он доказывал, что все держится на ней.
То есть он пытался определить ПЕРВОПРИЧИНУ, почему человек живет и не умирает, почему чего-то достигает в жизни и почему люди, физиологнически сделанные из одного и того же теста настолько отличаются друг от друга социально и одни становятся бомжами, а другие президентами, миллиардерами и т.п.
Он говорил, что без ВОЛИ люболе желание неосуществимо. Да и чтобы иметь желание - надо иметь волю его пожелать.
Да и чтобы мыслить надо иметь силу мылсить и т.п.
Т.е. он фактически в ранг "божественной искорки" ставил не разум, не душу, а волю.
То есть, того, что заставляет человека использовать все свои остальные ресурсы.
О опять же воля снимает все вопросы о смысле жизни.
Если другие школы искали смысл "зачем жить".
Т.е. по идее человек живет только когда видит смысл.
Ницше же интересно это повернул -
человек живет на усилии воли.
Этому нет объяснения.
Он может на что-то надеяться, чего-то хотеть.
Но по большому счета как такого большого смысла в понимагнии других школ нет.
Есть просто желание жить и воля это желание осуществить.
Т.е. грубо говоря - мечтать то мы все можем, а вот что-то делают - не все.
Почему?
Потому что рано или поздно каждый задает себе вопрос
"а зачем мне это надо?"
(в смысле "овчинка выделки не стоит" - я и без этого обойдусь).
Человек же с наличем воли такого вопроса даже не ставит.
У него есть одно:
"я этого хочу, и я этого добьюсь".
(В качестве ответеления этой темы Ницше любил рассужать на тему, что женщины очень любят культ силы/воли и они просто запрограммированы на него).
Опять же он поднимал вопрос лидерства, избранности и т.п.
(чем опять же волей-неволей и теми и другими стал склоняться опять же по всем известной теме, (от которой, кстати сказать, пострадал не только он)).